Важно знать - рента
Рента получила значительное распространение в современном российском обществе.
По договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме.
По договору ренты допускается установление обязанности выплачивать ренту бессрочно (постоянная рента) или на срок жизни получателя ренты (пожизненная рента). Пожизненная рента может быть установлена на условиях пожизненного содержания гражданина с иждивением. В статье мы расскажем о тех документах, которые необходимо собрать в целях заключения соответствующего договора.
Не любой человек вправе заключить договор пожизненной ренты. Так, пожизненную ренту может оформить только гражданин – единственный собственник имущества. Кроме того, жилье не должно быть обременено правами третьих лиц. К таковым, например, относятся:
· ипотека;
· аренда.
Теперь обратим внимание непосредственно на документы, которые будут необходимы для заключения договора пожизненной ренты.
Прежде всего, передающей в пожизненную ренту стороне следует получить поэтажный план и экспликацию квартиры. Эти документы нужно запросить в БТИ по месту нахождения имущества или в МФЦ. Просто так их не дадут – в учреждения нужно предъявить:
· паспорт;
· заявление в БТИ;
· свидетельство о собственности на квартиру;
· документ, удостоверяющий право собственности на недвижимость (например, договор купли-продажи, документы на приватизацию или наследование, договор дарения или мены).
Обратите внимание: услуги БТИ являются платными. Точные тарифы на них лучше уточнить непосредственно в учреждении по месту жительства.
Если взаимодействие с БТИ будет происходить через посредника, то необходимо заблаговременно озаботиться наличием у него доверенности на соответствующие действия, а также ее копии.
Имейте в виду: изготовление поэтажного плана и экспликации не должно занять у БТИ больше 10 дней.
После этого надо будет получить выписку ЕГРП и другие документы из Росреестра. Сделать это можно как в ФГБУ «ФКП Росреестра по Ростовской области», так и в МФЦ.
Уточним список необходимых документов и сроки их получения:
· выписка из ЕГРП о собственнике квартиры и обременениях на нее (для получения нужен паспорт, срок изготовления – 5 рабочих дней, стоимость – 200 руб.);
· копия кадастрового паспорта на квартиру (для получения нужен паспорт, заявление и квитанция об уплате госпошлины, срок изготовления – 5 дней, стоимость – 200 руб.);
· справка о кадастровой стоимости квартиры (для получения нужен паспорт, заявление и квитанция об уплате госпошлины, срок изготовления – 5 дней).
Кром того, в МФЦ сразу следует взять:
· выписку из домовой книги;
· копию финансово-лицевого счета;
· единый жилищный документ.
Эти документы выдаются по предъявлении паспорта.
Обратите внимание: указанные формы должны предоставляться заявителю в день обращения на безвозмездной основе.
Кроме того, компания, с которой заключается договор пожизненной ренты, может:
· запросить у получателя ренты справки из наркологического и психоневрологического диспансеров на предмет того, что лицо там не наблюдается;
· организовать получателю ренты психоневрологическое освидетельствование перед заключением договора.
Договор ренты подлежит обязательному нотариальному удостоверению – статья 584 Гражданского кодекса.
При визите к нотариусу понадобятся:
· документ, на основании которого возникло право собственности у получателя ренты;
· свидетельство о собственности;
· выписку из домовой книги;
· копию финансово-лицевого счета;
· поэтажный план и экспликацию из БТИ;
· копию кадастрового паспорта;
· справку о кадастровой стоимости;
· выписку из ЕГРП об отсутствии обременений.
Нотариус может запросить и дополнительные документы.
Договор пожизненной ренты удостоверяется в день обращения. Вся процедура происходит при заявителях.
Стоимость совершения нотариальных действий определяется ценой квартиры, на которую оформляется рента – 0,5% от ее величины, но не более 20 тыс. руб. (подп. 5 п. 1 ст. 333.24 НК РФ).
Помимо этого, нотариус может взыскивать и дополнительные деньги за «технические работы» и «юридическую поддержку» — на это следует обратить внимание.
Для инвалидов I и II групп предусмотрены льготы – так, они должны платить только половину государственной пошлины. Это право им дает часть 2 статьи 333.38 Налогового кодекса.
После того, как договор пожизненной ренты заверит нотариус, в общем случае, необходимо обратиться в территориальный орган МФЦ или ФГБУ «ФКП Росреестра по Ростовской области». Туда предоставляются:
· заявление;
· договор пожизненной ренты в трех экземплярах;
· паспорт (или другой удостоверяющий личность документ);
· документ об уплате госпошлины (предоставляется факультативно).
Если оформление происходит через представителя, то ему, соответственно, следует иметь при себе оригинал и копию доверенности.
Управление Росреестра регистрирует договор пожизненной ренты в течение пяти рабочих, и в течение двух дней передается на выдачу в пункт приема документов.